Появились первые исследования украинской аудитории в Telegram
2017.11.05
Автор канала «SMM в Telegram» Антон Проценко и его коллега Максим Каждан в августе 2017 года выпустили детальное исследование русскоязычной аудитории мессенджера, а сейчас на основе базы из двух тысяч анкет визуализировали срез по пользователям из Украины.
Как сообщает VC.RU, это выборка из большого исследования русскоязычных каналов, и не учитывает каналы на украинском языке, но выборка достаточно репрезентативная для исследования русскоязычной украинской аудитории.
Результаты
Социально-демографические данные
В выборке доминируют мужчины — их на 30 п.п. (процентных пунктов) больше, чем женщин. По сравнению с общей выборкой, где перевес всего 14 п.п., разница значительна — и можно говорить о том, что на Украине мессенджер гораздо сильнее популярен именно у мужской аудитории.
Несовершеннолетних в выборке около 11%. Как и в общей базе, ожидаемо лидируют группы «18-24» и «25-34» (52 и 29% соответственно). Таким образом, 81% аудитории составляют лица от 18 до 34, причем группа «18-24» сильно выделяется (в отличии от общей выборки, где «18-24» и «25-34» примерно равны). Среди «мужского населения» Telegram больше всего популярен у лиц 25-34 лет, среди женщин — у группы «18-24». Пользователи «35 и старше» в сумме набирают всего 9% от общей выборки.
Род деятельности
Больше всего в украинском Telegram студентов — 34%. Далее идет «категория» людей, которые охарактеризовали себя как «опытные специалисты», их 21%. Чуть больше половины опрошенных — специалисты или руководители разных уровней. Сравнивая с общей выборкой, распределение пропорционально примерно такое же, но доминирование студентов, отсутствующее в глобальном исследовании, все же заметно.
Уровень дохода
По доходам ситуация особенно интересна. В целом данные с общей выборкой похожи, но есть небольшие отличия. Так доля малоимущих выше на 4 п.п., чем в общем рейтинге, менее обеспеченного среднего класса — выше на 5 п.п., а более обеспеченного — ниже на 8 п.п.. Крайне малая доля высокообеспеченных граждан в Украине примерно такая же, как и в России. Но выделить «премиальную» украинскую аудиторию будет действительно очень сложно.
Интересы пользователей
Инофмационные технологи в общей выборке интересовали 47% опрошенных, здесь доля оказалсь больше, чем в основном исследовании, на 10 п.п. — гики в украинском Telegram доминируют. Дальше, как и в глобальном исследовании, кроме не менее ожидаемой «науки и техники», идут тематики, связанные с культурой и искусством — музыка, кино, литература.
Очень популярная в общем исследовании (третье место) тематика «Новости и СМИ» для украинцев падает на восьмое место. Спроса на новостные ресурсы скорее нет. Бизнесом в мессенджере интересуется каждый четвертый русскоговорящий украинец, зато политика с 25% упала до 16%. Она, как и новости, не в приоритете. Наименее популярные интересы стабильны — это религия и ТВ.
География
Если же говорить о географии опроса, то по областям с большим отрывом лидирует Киевская область (39%). Далее идут Харьковская (11%), Одесская (10%) и Днепропетровская (9%) области. Наибольшее количество опрошенных приходилось соответственно на Киев (38.3%), Харьков (10.8%), Одессу (9.1%) и Днепр (7.5%).
Паттерны использования Telegram
Распределение по приложениям для мобильных ОС
В распределении по мобильным устройствам не было ничего неожиданного — почти 70% (на 10 п.п. больше, чем в общем по русскоязычному Telegram) пользователей заходят с Android, около 30% (соответственно, на 10 п.п. меньше) — с iOS. Неофициальными клиентами для Telegram пользуется менее 3% опрошенных (так как участники исследования, предположительно, одни из самых активных пользователей Telegram, можно предположить, что реальная ситуация ещё более печальна для сторонних клиентов).
Распределение по приложениям для настольных ОС
Каждый пятый опрошенный заходил в Telegram с веб-версии. 41% сидят в Telegram с Windows, 10% — с macOS, ещё около шести процентов (гигантская цифра для такого пункта) героически используют Linux. Заметных расхождений с общей выборкой нет, разве что количество любителей Windows и Linux чуть повысилось, а Mac — понизилось.
Основные цели использования
Было бы странно не обнаружить опросом среди подписчиков каналов, что пользователи пользуются каналами (стоит, однако, напомнить, что опрос распространялся и в популярных чатах и ботах). Что интересно, почти 15% опрошенных сами ведут канал в Telegram. 47% пользуются ботами, и всего 7% полюбили Telegram-платформу для игр. Если вы собираетесь продвигаться в Telegram, боты — неплохой выбор, а вот создавать игру — пожалуй, не лучший совет. От общей выборки результаты не отличаются в пределах пары процентов.
Количество контактов
У большинства опрошенных на Украине (32%, и это довольно внезапно) от 10 до 25 контактов в Telegram. В общей выборке лидирует доля тех, у кого их меньше 10, а тут она на втором месте (29%). Больше 50 контактов всего у 19% опрошенных, что, конечно, не говорит в пользу высокой популярности Telegram среди обычных людей на Украине — и не сильно расходится с глобальным исследованием (там доля таких активных граждан 24%).
Количество читаемых каналов
Несмотря на то что автор исследования подписан примерно на 500 каналов, средний пользователь Telegram ведет себя гораздо умереннее — половина опрошенных подписана менее чем на 10 каналов. Почти треть читает 10-25 каналов, больше 25 каналов читает лишь 15% опрошенных. Различия с общей выборкой минимальны.
Использование других сервисов
Вот тут ситуация действительно интересная. Напомню выводы по глобальному исследованию: 70% сидят во «ВКонтакте», ещё 56% в WhatsApp, а 30% в Viber и Facebook. На Украине ситуация ожидаемо совершенно другая. Хотя ВК даже после блокировки остается наиболее популярным средством общения (60%), наравне с ним идет Viber (59%). Далее следует Facebook (47%). WhatsApp же совершенно не популярен — им пользуется лишь каждый пятый.
Реклама
Частота встреч с рекламой
30% опрошенных ни разу не сталкивались с рекламой в Telegram. Около 52% видели рекламу редко или даже очень редко. Это результат малой востребованности украинских каналов у рекламодателей (все же Telegram на Украине пока не лучший способ продвижения). Не стоит забывать и о том, что реклама в Telegram довольно нативна — и не так очевидна пользователям, как в ВКонтакте или даже в Viber.
Заключение
Опрошенная украинская аудитория Telegram не сильно, но отличается по социально-демографическим характеристикам и «паттернам» поведения от российской.
Так из данных можно сделать вывод, что в украинском Telegram больше пользователей-мужчин, а по возрасту сильно выделяется молодежь до 24. Из-за такого возрастного перекоса (среди россиян, например, возрастные группы 18-24 и 24-35 одинаковы по размеру) образуется перекос и в профессиональном плане — большинство опрошенных еще студенты, хотя есть как специалисты, так и руководители.
По доходу, как и в случае с российской аудиторией, отражается средняя ситуация по стране. Среди интересов — ИТ, наука и культура. Интерес к новостям и политике существенно ниже, чем в России.
В остальном же результаты по выборкам очень похожи: Telegram используют для группового общения, в нем популярны массовые беседы. Почти половина активных пользователей пользуется ботами (и больше 90% не оценили игровую платформу), но при этом больше чем у половины не набирается и 25 человек в контактах.
И в украинском Telegram все еще очень мало рекламы. Рекламный оборот российского сегмента за сентябрь тем временем оценивается в 20 миллионов рублей. Есть куда расти, есть куда стремиться — остается только пожелать удачи.