Надежда Шаломова: «В 2012 году наши притязания будут гораздо выше, чем рост обычного рынка»
2017.06.09
«Аудитория делового сегмента за последние три-четыре года выросла в два раза», - отмечает Надежда Шаломова, руководитель сегмента деловых СМИ издательского дома UMH. По ее оценкам, читатель деловой прессы за последние годы, изменил свои предпочтения. Ему стала менее интересна узкоспециализированная информация. О том, как это повлияет на сегмент деловой прессы в Украине, планах по развитию журнала «Фокус», доходах «Корреспондента», новом проекте в 2012 году и ожиданиях от Forbes, Надежда Шаломова рассказала в интервью «МедиаБизнесу».
- Недавно появилась новость о том, что Украина признана одной из худших стран в рейтинге благоприятности деловой среды (по оценке Всемирного банка). Причем с каждым годом наша страна опускается в этом рейтинге все ниже. Как такая тенденция влияет на издательский бизнес?
- Любые новости, в той или иной мере влияют на бизнес. Сейчас мы наблюдаем такую тенденцию, что растет интерес людей к происходящим событиям, и благодаря этому растет спрос на деловую информацию, которую предоставляют наши издания, соответственно растет и их аудитория.
- По Вашим ощущениям и данным аудитория, читающая деловую прессу в Украине, растет?
- Аудитория делового сегмента за последние три-четыре года выросла в два раза. Но тут есть один важный момент. Во-первых, аудитория, которая читает деловую прессу, очень сильно поменялась. Наверное, это связано с тем, что в нашей стране бизнес с политикой переплетен сильнее, чем во многих других странах. Потребление узкоспециализированной информации падает, а читателей интересуют более широкие деловые и не только тенденции. Поэтому растет аудитория общественно-политических изданий — «Фокуса» и «Корреспондента». У них ежегодный прирост, в среднем на 15-20%.
А вот если мы посмотрим на весь сегмент деловых изданий, то очевидно, что у узкоспециализированных СМИ типа «Бизнеса», «Комп&ньона» и «Эксперта» - наблюдается падение. Структура потребления деловой прессы поменялась.
- УМХ заявлял, что издания делового сегмента холдинга, без учета «Forbes», покрывают 75% обеспеченной аудитории. Сколько это человек?
- 500 тыс человек читающих деловую прессу в этой стране, выбирают наши издания. Мы гордимся этой цифрой.
- Она не такая уж и большая.
- Такова конъюнктура рынка, а то, что наша доля уже достигла 80% в данном сегменте — это много. Эта цифра подтверждает, что мы отлично чувствуем и знаем, что именно интересно деловой аудитории и даем ей качественную информацию.
- УМХ создал подразделение, управляющее медиа-проектами для деловой аудитори (в него вошли журналы «Forbes», «Корреспондент», «Фокус», «Деньги» и сайты focus.ua и dengi.ua - МБ). Насколько больше денег Вы стали зарабатывать в результате такого объединения?
- Слияние до сих пор продолжается. Хотя эффект от синергии мы чувствуем уже сейчас. У нас объединены функциональные службы, в частности — продажа рекламы, тиража. Мы создали совместный отдел подписки. В задачу этого отдела входит оформление подписки на все наши издания. Мы знаем каждого нашего клиента по фамилии, его телефон, координаты, и можем более комфортно его обслужить, чем подписные агентства. Результаты работы как подписной, так и рекламной службы впечатляющие. Но это еще не все. В ближайшее время мы презентуем рекламному рынку портфельное предложение.
- Вы сказали, что ощущаете прирост в рекламных поступлениях. Уточните — насколько они выросли, скажем, по сравнению с предыдущим годом?
- У нас хороший рост по доходам во всех наших изданиях. Но заявлять какие-то цифры и говорить, что это получилось именно благодаря портфельному предложению, рано. Основные изменения мы хотим увидеть в следующем году.
Если говорить отдельно об изданиях, то в этом году по результатам 8-9 месяцев «Корреспондент» дал 20-процентный рост, «Фокус» 10%, Forbes оказался выше наших ожиданий в три раза, а журнал «Деньги» прирастил в доходной части чуть ли не 45%.
Говоря о планах каждого отдельного проекта, могу рассказать следующее: в приемной вы встретились с Леонидом Бершидским — это наша инвестиция в журнал «Фокус». Мы пригласили Леонида консультантом редакции. Его задача совместно с Тамарой Бабаковой разработать принципы работы конвергентной редакции, о которой мы уже заявляли.
- Поэтому Вы позвали успешного стартапщика?
- Я вообще оцениваю его как одного из лучших профессионалов на постсоветском пространстве. Он, во-первых, хороший стартапщик, во-вторых, все проекты, которые запускал Леонид, успешно продолжают жить и более чем…
- Slon.ru без него сдал позиции.
- Это произошло после его ухода. Хотя сейчас у Слона.ру новое лицо, и я уверена, что Максим Кашулинский сделает это издание не хуже, чем делал Леонид Бершидский.
- Леонид Бершидский уже приступил к работе в редакции «Фокуса»?
- Официально мы заявили о заключении контракта с Леонидом Бершидским на позапрошлой неделе, а переговоры с ним я вела на протяжении месяца.
- Как именно он планирует изменить «лицо» «Фокуса»?
- Давайте, мы пока оставим наши идеи при нас. Мы сейчас их очень живо обсуждаем. Думаю, что мы найдем для «Фокуса» эффективное решение: как для конвергентной редакции, так и для журнала отдельно. Работа идет, и очень скоро мы объявим о результатах.
Мы также ведем дискуссии вокруг журнала «Деньги». Обсуждается широкий круг вопросов: от редакционной политики до дизайна.
- А когда журнал «Деньги» перейдет на еженедельный режим? Ведь кризис вроде бы уже закончился (решение перевести издание на такой режим с еженедельного, было вызвано кризисом - МБ).
- Дело не в кризисе как таковом, сейчас мы все работаем в других рыночных условиях, чем те, что были в период бурного рыночного роста. Текущие рыночные условия — это жесточайшая борьба за каждый рекламный доллар.
- Но ведь Украинский медиа холдинг вышел из кризиса?
- То, что холдинг из него вышел, еще не означает, что из него вышла экономика. Мы вышли на цифры 2008 года лишь потому, что хорошо работаем, а не потому, что рынок вырос.
- Другими словами, «Деньги» будут выходить дважды в месяц?
- Пока об этом говорить преждевременно.
- Могут ли появиться новые деловые издания в УМХ?
- Если говорить о новых проектах, то мы уже запустили в этом году ForbesWoman, который был хорошо встречен рынком. Следующий выпуск мы планируем в декабре. А в 2012 году мы добавим к ForbesWoman еще и ForbesLife. По графику он должен у нас выйти в феврале. Его редактором будет Виктория Федорина (главный редактор журнала ForbesWoman - МБ). То есть у нас в Forbes уже фактически создается редакция life style группы, которая во главе с Викторией будет делать все приложения.
- Редакции журнала «Фокус» и focus.ua с недавних пор работают вместе. Могут ли такие же процессы произойти и в «Корреспонденте»?
- «Фокус» и «Корреспондент» изначально создавались по-разному. Если помните, сначала появился сайт korrespondent.net, а через два года был создан журнал. «Фокус» шел по другому пути — сначала журнал, а потом сайт. «Корреспондент» и люди, которые создают журнал, очень сильно интегрированы в korrespondent.net и в интернет пространство вообще. У того же Виталия Сыча (главный редактор журнала «Корреспондент» - МБ) колонки, которые люди читают и в журнале, и на сайте. И все его редактора работает над тем, чтобы продолжать обсуждение тем журнала в он-лайне.
- У The Washington Post тоже конвергентная редакция. Но она несколько отличается от того, что принято называть конвергентными редакциями в Украине. Там есть площадка для прямых включений экспертов газеты в эфир общенациональных каналов, ноутбуки, на которых установлены программы для монтажа, мини видеокамеры того, чтобы пишущие журналисты могли снимать видео к материалам. То есть конвергентность подразумевает не только размещение одного и того же материала в журнале и на сайте. Это нечто большее, требующее денежных вливаний. Готов ли УМХ инвестировать в закупку оборудования для создания такой площадки?
- Ну, во-первых — я не говорила о том, что у нас размещаются одни и те же материалы. Журналисты развивают обсуждение своих тем в интернете. Это принципиально разные вещи. Потому что видео, аудио и обмен фото на онлайн носителях — это всего лишь инструменты. А конвергентность — возможность работать с темой на разных носителях. Каким образом это будет происходить — другой вопрос. Вопрос формы. Как репортаж и аналитика.
Планирует ли УМХ инвестировать в видео контент? Ну, если этот контент будут нормально поддерживать наши операторы, то мы будем инвестировать. На сегодняшний день видео остается пока большим вопросом для всех.
- У журнала «Корреспондент» будут какие-то новые приложения или спецпроекты?
- «Корреспондент» делает проект гидов совместно с Renault, и мы будем продолжать этот проект. У «Фокуса» есть своя «фишка» - спецпроект «Красивая страна». У него большая лояльная аудитория, которая, в том числе, помогает создавать контент для этого проекта. Проект «Красивая страна» также будет выходить в будущем. Кроме этого, каждый рейтинг и листинг издания можно назвать спецпроектом, на это уходит много ресурсов, и в результате читатель получает интересный эксклюзивный контент.
- Что Вы будете делать, чтобы по максимуму заработать на Евро-2012?
- Не расскажу. Мы, безусловно, будем следить за этой темой, у нас будут специальные корреспонденты и журналисты, которые расскажут все самое интересное.
- Каким будет объем рекламного рынка прессы в 2012 году?
- По нашим прогнозам рекламный рынок прессы вырастет на 10-15% в следующем году. Как я уже говорила, потребление деловых СМИ поменялось. Поэтому наша аудитория будет расти, а у конкурентов - падать. Это значит, что в 2012 году наши притязания буду гораздо выше, чем рост обычного рынка. Мы хотим наращивать долю. И у нас есть все основания претендовать на большую долю бюджетов.
- Вы уже можете сказать, когда запустите сайт Forbes?
- Мы активно работаем над бизнес-планом и идеями касательно того, каким должен быть сайт. Но пока я не готова ничего обещать рынку.
- Возможно ли повышение цен на рекламу в Ваших изданиях? Подорожание розничной цены самих изданий?
- Это всегда сложный вопрос. На сегодня я уже точно знаю, что мы будем увеличивать цену на Forbes. Потому, что она сейчас низка и мне кажется, что нашей аудитории, по большому счету, все равно, сколько платить за качественный контент. Сейчас его розничная рекомендуемая цена — 30 грн. Думаю, она вырастет до 35-40 грн. Что касается «Корреспондента» и «Фокуса» мы будем делать все, для того чтобы удержать цену для читателя. Конечно, если не будет никаких валютных коллапсов. Потому что меловка и полиграф услуги — зависимы от валютной составляющей.
- В пироге доходов УМХ какое издание из делового подразделение приносит больше всего денег?
- По-моему, это не секрет. Пока больше всех денег приносит «Корреспондент», Forbes — дышит ему в спину. По моему бизнес-плану в следующем году они сравняются. Это мы говорим о доходной, не о прибыльной части. Потому что есть разница. За ними идет «Фокус» и — «Деньги». Мы и дальше будем пытаться заинтересовать рекламодателя, чтобы ему было интересно с нами работать.
Более того, с появлением Forbes, рекламодатели стали отказываться от других рекламных носителей в его пользу. По моим прогнозам, если такая динамика будет продолжаться, два-три деловых издания могут закрыться. Многие из них сейчас уходят в демпинговую политику. Мне кажется, это не очень правильная позиция. Во-первых, они все равно собирают меньше денег, во-вторых, это количество денег не позволяет им инвестировать в контент. Это замкнутый круг.
Татьяна Харченко, www.mediabusiness.com.ua
United Media Holding (UMH) – международная диверсифицированная мультимедийная компания, один из ведущих игроков на украинских рынках прессы, радио и интернет. С мая 2008 GDR компании котируются Франкфуртской фондовой биржи, в 2014 году планирует выйти на IPO. В состав United Media Holding входит группа компаний «Украинский Медиа Холдинг» и издательский дом «Популярная пресса», управляющий бизнесом в России и Казахстане. Президент компании Борис Ложкин.