Издатели запускают новые проекты

Украинский издательский рынок, невзирая на кризис, продолжает генерировать новые проекты в сравнительно свободных нишах. В ноябре стартуют сразу два новых издания: издательская группа «Новая информация» запускает украиноязычный новостной еженедельник «Країна», а Роберт Мищенко выводит в печать ежемесячник Playing Fashion.

Сокращение рекламных бюджетов большинства рекламодателей и урезание владельцами финансирования инвестиционных проектов, коими являются большинство отечественных СМИ, поставило украинский медийный рынок в целом и издательскую отрасль в частности перед довольно простым выбором. Медиа-менеджерам нужно либо оптимизировать административные расходы и пересматривать бизнес-стратегию в направлении повышения ее эффективности, либо смириться если не с закрытием, то с потерей рыночных позиций. Многие издатели по разным причинам вынуждены были отказаться не только от новых проектов, но и закрыть существующие.

За этот год, по самым скромным оценкам, отрасль потеряла более 200 изданий. По результатам первого полугодия 2009 г., как свидетельствуют данные компании «Мониторинг СМИ», количество изданий в мониторинге сократилось на 19% (с 343 до 277). Это, впрочем, не означает, что все из них закрылись, но тенденция, как говорится, налицо. Так, в марте 2009 г. вообще перестал существовать сегмент ежедневных бесплатных газет в столице. Единственная бесплатная киевская газета, которая продолжала выходить в ежедневном режиме,– «Пульс Киева» – в середине марта перешла на еженедельный режим.

Досталось от кризиса и сегментам IT, строительной и деловой прессы. С января 2009 г. два печатных издания, посвященные информационным технологиям (PC Magazine и InternetUA), перестали выходить на бумаге и сосредоточились на онлайн-версиях. В начале года издательство «Комиздат» закрыло журнал PC World Ukraine. А в конце июня издательский дом «Комиздат», который выпускал журналы «Шпиль!», «Сети и телекоммуникации», «Корпоративные системы», «Директор информационной службы (CIO)», «Гурмэ» и газету «ComputerWorld Украина», вообще закрылся. Сегмент деловой прессы за время кризиса тоже значительно «похудел».

Кроме того, что большинство изданий сократили полосность, а летом и периодичность выхода, в конце прошлого года закрылись журналы «Чистая прибыль» и «Деловой». Кризис смел с карты рынка и такие журналы, как «Пані» и «Вона» (КP Druk), Magazin (Agora), «HELLO!» (Forward Media Group). Вообще, по данным «Мониторинг СМИ», рекламные доходы прессы в январе-июне 2009 г. по сравнению с первым полугодием 2008 г. сократились более чем на 55% и составили чуть менее $110 тыс.

По прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции, в этом году отечественные издатели недосчитаются около 35% гривневых бюджетов прошлого года. Эксперты Украинской ассоциации издателей периодической прессы (УАИПП), исходя из последних тенденций, оценивают это падение не более чем на 27-30%.

К последним тенденциям относится, по словам президента УАИПП Александра Антонца, и «запуск новых проектов, которые до сих пор никем не мониторятся». Инициатива «Новой информации», издающей «Газету по-украински», зайти в нишу новостных еженедельников понятна. После закрытия чуть более года назад журнала «Новинар» в сегменте остались два украиноязычных еженедельника: «Главред» и «Український тиждень». Поэтому «Країна», первый номер которой запланирован на 27 ноября, а пилотный уже напечатан, в будущем может потягаться за рекламные бюджеты со старожилами. Особенно с учетом того, что осенью, отмечает директор ИД УМХ Татьяна Ефименко, рынок прессы ощутил подъем. По результатам 2009 г. «доходы лидирующих марок в гривне будут соответствовать уровню 2008 г», полагает она.

Перспективным может быть и Playing Fashion, ведь «женский глянец», по данным «Мониторинг СМИ», даже в самые тяжелые времена – первые шесть месяцев 2009 г. – упал меньше чем остальные сегменты (на 42%). Для сравнения: падение доходов от рекламы в рекламно-информационных изданиях составило 78%, в автомобильных 72,5%, общественно-политических – 72,2%. Однако, отмечают эксперты, рынок может вновь упасть. Предпосылками к этому на сей раз являются не экономические проблемы, а законодательные инициативы, воплощение которых может лишить издателей таких категорий рекламодателей, как алкоголь и табак, лекарственные средства и пиво.

Артем ВАКАЛЮК, www.eizvestia.com